Наем менеджера

Если вы являетесь владельцем бизнеса, работающего заочно, вы, скорее всего, будете находиться на своем предприятии очень мало часов каждую неделю. А если у вас розничный или продуктовый бизнес, то время работы может значительно превышать количество часов, когда вы можете находиться на месте. Или, возможно, вы просто слишком заняты первостепенными задачами, чтобы иметь возможность тщательно контролировать своих сотрудников низшего звена.

В любом из этих случаев — и, вероятно, в десятках других — вам пора нанять менеджера. Это потребует времени и усилий, и ваша главная задача — найти менеджера, которому вы сможете доверять.

Вы ищете сочетание характеристик в выбранном вами менеджере: опытного, зрелого человека, который также очень динамичен, силен и способен выполнять работу за вас. В идеале вы хотели бы нанять также преданного и честного руководителя. Вот почему в поисках подходящего человека вам необходимо применить сильные тесты на характер и способности. Чтобы сделать это, первое, что вы должны сделать, — определить, что именно требуется вашему бизнесу и что действительно важно. Запишите, что требуется для повседневного управления. Кроме того, загляните на несколько лет вперед и посмотрите, не изменятся ли требования к вашему менеджеру. Если вы можете это предвидеть, добавьте эти требования в описание человека, которого вы ищете сейчас.

Запишите требования к руководителю в виде списка и сделайте несколько копий. Вы можете использовать написанный список характеристик для каждого из кандидатов, с которыми вы проводите собеседование. Рядом со списком характеристик оцените, каким вам кажется этот человек по шкале от 1 до 10, и добавьте несколько слов пояснения, чтобы впоследствии сравнить кандидатов.

На основе списка характеристик менеджера подготовьте объявление о работе, в котором подчеркните положительные стороны вашего бизнеса. Вы можете подумать, что если вы упомянете несколько отрицательных моментов, то отсеете людей, которых они будут беспокоить. Но на самом раннем этапе используйте объявление для привлечения, а не для отсеивания людей. Вы можете отсеять и квалифицировать кандидатов на работу в ходе первичного собеседования или телефонного отборочного интервью.

Где следует размещать объявление? Не ограничивайте рекламу столь важного дела разделом объявлений в крупной местной газете или общими веб-сайтами по трудоустройству — хотя эти средства также должны быть задействованы. Отраслевые отраслевые журналы и веб-сайты также могут иметь раздел объявлений. Вы также можете попробовать обратиться к хедхантерам.

Как правило, реклама в отраслевых журналах и на их сайтах обходится недорого. Кроме того, поскольку вы размещаете рекламу в отраслевом журнале, вы, скорее всего, обратитесь к квалифицированной, «предварительно отобранной» группе. Вы можете найти человека, который уже работает в вашем бизнесе и не ищет активно работу, а просто случайно пролистывает отраслевой журнал и натыкается на ваше объявление. Возможно, вы не нашли бы этого ветерана отрасли, если бы полагались только на объявления на общем рынке.

Собеседование с кандидатами на руководящие должности
Слишком часто начинающие интервьюеры не имеют хорошей техники для того, чтобы прощупать «внутренний мир» кандидата на руководящую должность во время собеседования. Если вы собираетесь выбрать менеджера, чьи решения и повседневная работа серьезно влияют на вашу компанию, лучше всего проникнуть в голову этого человека и понять, что заставляет его тикать, а затем разумно выбрать или отклонить его или ее на эту должность.

Если вы написали объявление с энтузиазмом, вам будут звонить несколько квалифицированных менеджеров. Некоторые из них пришлют вам резюме, что является одной из форм предварительного отбора. Многие владельцы заочного бизнеса считают, что в объявлении лучше указать только контактный номер телефона, потому что им не нравится изначально иметь дело с резюме. Они предпочитают отбирать кандидатов по телефону и экономят время на личные собеседования.

Чтобы отсеять звонящих, составьте одностраничную анкету для каждого звонящего. Поместите вверху место для имени и контактной информации, оставьте пару дюймов для раздела «История работы», еще два дюйма для образования, и если у вас есть требования к ключевым навыкам, например, опыт продаж или технический опыт, оставьте пару дюймов для этого раздела. Попросите человека, который отбирает ваши звонки, заполнить эту информацию, включая историю заработной платы, чтобы вы могли отсеять людей, которые не соответствуют минимальным требованиям к вакансии.

Более популярным вариантом отбора в настоящее время является отказ от телефонных звонков. Вместо этого можно попросить людей прислать резюме по электронной почте или факсу в ваш офис. Вы можете поручить своему специалисту просмотреть резюме, чтобы найти людей, наиболее подходящих для данной должности, и при необходимости позвонить кандидатам, чтобы задать дополнительные вопросы. Этот процесс отбора очень популярен среди тех, кто размещает объявления о вакансиях в Интернете.

Выберите 10 лучших из списка кандидатов и назначьте собеседование с каждым из них. Резюме не должно использоваться как единственный показатель хорошего работника, это лишь способ проверить рекомендации человека. Если вы проводите отбор на основе резюме, то, возможно, вы выбираете хороших составителей резюме, а не самых квалифицированных сотрудников. Если вы делаете все наоборот и просите резюме в последнюю очередь, вы можете получить хорошего менеджера, который просто не умеет составлять резюме.

Каждый кандидат должен заполнить подробную анкету и предоставить рекомендации. Если вы серьезно относитесь к кандидату, после проведения собеседования тщательно проверьте рекомендации, чтобы определить, с каким человеком вы имеете дело.

Процесс собеседования
При проведении собеседования держите перед собой анкету и убедитесь, что вам выделено достаточно времени, чтобы ни вы, ни собеседник не торопились и не упустили важную информацию. Расположите собеседника к себе. Большинство людей, ищущих работу, в той или иной степени нервничают во время собеседования, и есть способы уменьшить их дискомфорт. Когда интервьюер впервые входит в офис, скажите что-нибудь вроде «Располагайтесь поудобнее» или «Могу я предложить вам чашечку кофе?». Будьте приятны и вежливы, но избегайте слишком много светских бесед; они отнимают время и могут создать атмосферу, препятствующую серьезному обсуждению. Это также поможет растопить лед, если вы заговорите первым. Объясните, в чем заключается работа, и опишите компанию — ее бизнес, историю и то, куда она движется. То, что вы с энтузиазмом рассказываете о своем бизнесе, очень важно, если вы ожидаете, что ваши сотрудники также будут с энтузиазмом относиться к нему.

Во время собеседования направляйте разговор в разные русла, чтобы узнать как можно больше о человеке. (Но избегайте вопросов о расе, детях, религии и других потенциальных минах дискриминации). Если это еще не известно, обсудите прошлые зарплаты или оклады и ожидаемую компенсацию. Поддерживайте зарплату на уровне конкурентов — или даже лучше, если это можно обосновать.

Если в какой-то момент вы получите ответ, указывающий на то, что это точно не тот человек, которого вы хотите нанять, как можно быстрее прервите собеседование. Вам не нужно устраивать сцену, более того, это было бы плохо с вашей стороны. Но у вас должно хватить смелости сказать: «Спасибо. Это все, что у меня есть на сегодня. Мы сообщим вам, когда примем решение». В связи с этим, если вы говорите, что свяжетесь с кем-то, обязательно сделайте это. Вы можете написать письмо в две строки и сделать его кратким, например: «Сообщаю вам, что должность менеджера в компании XYZ заполнена. Спасибо, что уделили время и проявили интерес к этой должности».

Если вы заинтересованы, скажите об этом человеку. Попросите их подумать о вакансии и, если они заинтересованы, позвонить вам. После этого изучите их резюме, и если возникнут вопросы или несоответствия в резюме или рекомендациях, или если что-то покажется вам совершенно неуместным, уточните эти вопросы, когда они перезвонят вам по поводу работы.

Никогда не забывайте, что наем менеджера — дело гораздо более серьезное, чем наем клерка или секретаря. Именно поэтому на первом собеседовании вы должны задавать глубокие, конкретные вопросы. Вы должны задавать вопросы, ответы на которые вам нужны в вашем собственном бизнесе, чтобы понять, соответствует ли то, что вы узнали о своей сфере, знаниям, которые утверждает кандидат. Придумайте несколько ситуаций, которые могут возникнуть в течение следующих пяти-шести месяцев, и задайте кандидату очень конкретные вопросы о том, как он будет решать эту проблему. Вы получите много информации о собственном бизнесе и одновременно оцените кандидатов.

Материал подготовлен при информационной поддержке МАУП: https://maup.com.ua/